Принято считать, что история трамвая в Барнауле берет своё начало 9 марта 1946 года, когда Советом Министров СССР было подписано Постановление о строительстве первой очереди трамвайных путей. Однако впервые о прокладке трамвайных линий в городе речь шла задолго до этого.
В конце 1911 года американское Генеральное Консульство в Москве письменно обратилось в городскую Думу с предложениями по развитию коммунального хозяйства г. Барнаула. Консульство просило согласия на выдачу концессии для устройства электрического освещения, проведения трамвая, сооружения канализации. Но в то время предложения американских предпринимателей оставила без ответа.
Вопрос о трамвае городская Дума обсуждала в феврале, затем в июне 1914 г. На основе экономических расчётов был составлен проект строительства трамвая. Предполагалось пустить две трамвайные линии. Одна протяжённостью 5 верст, другая — 2 версты.
На этот период электрический трамвай был уже пущен в 14 российских городах, во многих других проектировался. Стремились идти в ногу со временем и в Барнауле. Реализации этих планов помешала начавшаяся Первая мировая война. Кроме войны, огромный экономический урон городу нанёс пожар — катастрофа, случившийся 2 мая 1917 года. В годы революционных преобразований и строительства новой жизни было не до трамвая.
К 1941 году численность населения Барнаула составляла 172 тыс. человек. Весьма остро стояла проблема городского транспорта. По городу курсировало 23 автобуса и 9 легковых такси. Это удовлетворяло нужды лишь 10% населения.
В 1940 году горисполком обратился в Москву с просьбой о строительстве трамвая. Весной 1941 года в Барнауле работала комиссия Наркомата коммунального хозяйства, которая составила подробный документ “Основные положения по развитию коммунального транспорта в Барнауле”. Согласно этому документу строительство трамвая предполагалось разбить на три очереди и вести в течение 7 лет. Великая Отечественная война разрушила эти планы.
9 марта 1946 года Иосиф Сталин подписал постановление Совмина СССР о строительстве в Барнауле первой очереди трамвая. Главной целью строительства нового вида транспорта было связать жилой центр города с основными промышленными предприятиями. Расходы на прокладку рельсов взяли на себя заинтересованные в пуске трамвая заводы: котельный, станкостроительный, «Трансмаш», БМК.
18 августа 1946 года на предприятиях края был проведен воскресник по заготовке, вывозке, шпалопилению и отгрузке леса для строительства трамвайных путей. На строительство нового вида транспорта проводился оргнабор рабочих среди жителей сельских районов края, горожане выходили на субботники и воскресники.
В 1947 году на радио введена рублика “На строительстве трамвая”.
Несмотря на то, что пуску трамвая в Барнауле придавалось большое значение, строительство его велось крайне медленно. И в мае 1947 года Бюро Барнаульского горкома ВКП(б) принимает решение:
“Считать первоочередной и важнейшей задачей всей городской партийной организации, хозяйственных и общественных организаций города окончание строительства первой очереди трамвая к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции”.
Однако в августе 1947 года на заседании Бюро горкома было отмечено, что темпы строительства трамвая продолжают оставаться крайне неудовлетворительными. Пуск первой очереди трамвая задержался ещё на год.
Кроме медленных темпов строительных работ возникли проблемы с поступившими трамваями. Моторные вагоны, полученные из Ленинграда, 1915 года выпуска, были непригодны к эксплуатации. Прицепные, 1931 года выпуска, полученные из Москвы и Свердловска, также нуждались в ремонте. Восстановлением трамваев занимались барнаульские предприятия.
К 1948 году большая часть проблем была решена и 7 ноября после демонстрации, был произведен пуск трамвая в Барнауле. По этому случаю в “Алтайской правде” были опубликованы “Правила пользования трамваем”.
Первый маршрут пошёл от площади Свободы до Нового рынка. Первые трамвайные вагоны в городе были типа МС, полученые из Ленинграда. Трамвай типа МС выпускал завод «Красный путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». «Эм-эсы» открыли же новую эру — эру трамваев стальных.
Ввод первых трамваев в Барнауле был связан с большими трудностями. Вагоны часто ломались, трамвайных депо не было.
Условия работы водителей трамваев были особенно тяжелыми: вагоны не отапливались, поэтому зимой в кабине водителя лежали горячие кирпичи, сам он сидел в двойных валенках, а лед со стекла обзорного окна очищал деревянной лопаткой.
Иногда во время буранов трамваи просто заметало. Однако горожане все равно полюбили новый вид транспорта.