Главная / О предприятии / История развития предприятия

Принято считать, что история трамвая в Барнауле берет своё начало 9 марта 1946 года, когда Советом Министров СССР было подписано Постановление о строительстве первой очереди трамвайных путей. Однако впервые о прокладке трамвайных  линий в городе речь шла задолго до этого.

В конце 1911 года американское Генеральное Консульство в Москве письменно обратилось в городскую Думу с предложениями по развитию коммунального хозяйства г. Барнаула. Консульство просило согласия на выдачу концессии для устройства электрического освещения, проведения трамвая, сооружения канализации. Но в то время предложения американских предпринимателей остались без ответа.

001

002

Вопрос о трамвае городская Дума обсуждала в феврале, затем в июне 1914 г. На основе экономических расчётов был составлен проект строительства трамвая. Предполагалось пустить две трамвайные линии. Одна протяжённостью 5 верст, другая — 2 версты.

На этот период электрический трамвай был уже пущен в 14 российских городах, во многих других проектировался. Стремились идти в ногу со временем и в Барнауле. Реализации этих планов помешала начавшаяся Первая мировая война. Кроме войны, огромный экономический урон городу нанёс пожар — катастрофа, случившаяся 2 мая 1917 года. В годы революционных преобразований и строительства новой жизни было не до трамвая.

003

004

К 1941 году численность населения Барнаула составляла 172 тыс. человек. Весьма остро стояла проблема городского транспорта. По городу курсировало 23 автобуса и 9 легковых такси. Это удовлетворяло нужды лишь 10% населения.

В 1940 году горисполком обратился в Москву с просьбой о строительстве трамвая. Весной 1941 года в Барнауле работала комиссия Наркомата коммунального хозяйства, которая составила подробный документ “Основные положения по развитию коммунального транспорта в Барнауле”. Согласно этому документу строительство трамвая предполагалось разбить на три очереди и вести в течение 7 лет. Великая Отечественная война разрушила эти планы.

006

005

9 марта 1946 года Иосиф Сталин подписал постановление Совмина СССР о строительстве в Барнауле первой очереди трамвая. Главной целью строительства нового вида транспорта было связать жилой центр города с основными промышленными предприятиями. Расходы на прокладку рельсов взяли на себя заинтересованные в пуске трамвая заводы: котельный, станкостроительный, «Трансмаш», БМК.

18 августа 1946 года на предприятиях края был проведен воскресник по заготовке, вывозке, шпалопилению и отгрузке леса для строительства трамвайных путей. На строительство нового вида транспорта проводился оргнабор рабочих среди жителей сельских районов края, горожане выходили на субботники и воскресники.

Несмотря на то, что пуску трамвая в Барнауле придавалось большое значение, строительство его велось крайне медленно. И в мае 1947 года Бюро Барнаульского горкома ВКП(б) принимает решение:
“Считать первоочередной и важнейшей задачей всей городской партийной организации, хозяйственных и общественных организаций города окончание строительства первой очереди трамвая к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции”.
Однако в августе 1947 года на заседании Бюро горкома было отмечено, что темпы строительства трамвая продолжают оставаться крайне неудовлетворительными. Пуск первой очереди трамвая задержался ещё на год.

Кроме медленных темпов строительных работ возникли проблемы с поступившими трамваями. Моторные вагоны, полученные из Ленинграда, 1915 года выпуска, были непригодны к эксплуатации. Прицепные, 1931 года выпуска, полученные из Москвы и Свердловска, также нуждались в ремонте. Восстановлением трамваев занимались барнаульские предприятия.

К 1948 году большая часть проблем была решена и 7 ноября после демонстрации, был произведен пуск трамвая в Барнауле. По этому случаю в “Алтайской правде” были опубликованы “Правила пользования трамваем”.

009

010

 

Первый маршрут пошёл от площади Свободы до Нового рынка. Первые трамвайные вагоны в городе были типа МС, полученые из Ленинграда. Трамвай типа МС выпускал завод «Красный путиловец» в 1927 году. Его название расшифровывается как «моторный стальной». «Эм-эсы» открыли же новую эру — эру трамваев стальных.
Ввод первых трамваев в Барнауле был связан с большими трудностями. Вагоны часто ломались, трамвайных депо не было.

Условия работы водителей трамваев были особенно тяжелыми: вагоны не отапливались, поэтому зимой в кабине водителя лежали горячие кирпичи, сам он сидел в двойных валенках, а лед со стекла обзорного окна очищал деревянной лопаткой.
Иногда во время буранов трамваи просто заметало. Однако горожане все равно полюбили новый вид транспорта.

В сентябре 1949 года было открыто трамвайное депо №1. Запущено движение трамвая маршрута №2, следующего от площади Свободы до депо №1. Из Ленинграда поступили каркасы пяти моторных вагонов, восстановление которых осуществлялось силами барнаульского вагоно-ремонтного завода и паровозного депо станции «Барнаул». Сложности организации работы предприятия усугублялись строительными недоделками, использованием устаревшей техники и острой нехваткой квалифицированных кадров.

 

В 1950 году предприятие получило первые трамваи марок КТМ-1 и КТП-1 производства Усть-Катавского трамвайного завода. Был запущен маршрут №3, связавший Мясокомбинат и завод «Трансмаш». Эксплуатация трамваев была усложнена особенностями ландшафта Барнаула, включая сложный рельеф местности с многочисленными подъемами и спусками.

22 ноября 1961 года государственная комиссия приняла к эксплуатации мост через железнодорожные пути на проспекте Ленина. Движение по новому мосту открыли сначала для пешеходов и автомобильного транспорта, а спустя год началось трамвайное сообщение. Это позволило соединить разобщённые ранее трамвайные маршруты в единую транспортную систему.

В 1963 году завершилась масштабная реконструкция трамвайного депо №1, в ходе которой оно существенно расширилось и приобрело возможность вместить до 100 подвижных единиц. Параллельно с реконструкцией активно развивалась инфраструктура предприятия: для координации капитальных строительно-монтажных работ был сформирован специализированный отдел капитального строительства, а также приобретён собственный автомобильный парк.

В 1967 году в Барнауле были введены в эксплуатацию первые десять трамваев марки «Татра-Т3» чехословацкого производства. Эти вагоны отличались повышенной комфортностью для пассажиров по сравнению с отечественными моделями, однако предъявляли повышенные требования к качеству инфраструктуры. Чтобы обеспечить стабильную эксплуатацию новых трамваев, потребовалось провести модернизацию путей, обновить опорные конструкции контактной сети и внедрить новую технологию саморегулируемого натяжения проводов.

 

 

В 1968 году введено в эксплуатацию трамвайное депо №2, оснащённое исключительно вагонами модели «Татра-Т3».

12 февраля 1968 года открыт трамвайный маршрут №7, соединяющий площадь Свободы и район Кордона. Маршрут пролегал мимо уникального природного памятника — реликтового ленточного бора, став одним из наиболее живописных маршрутов города. Особенностью движения по данному направлению являлось использование исключительно трамваев марки «Татра»: ни разу за всю историю маршрута вагоны моделей КТМ-1 и КТМ-2 на нём не эксплуатировались.

 

 

19 октября 1973 года состоялось торжественное открытие троллейбусного парка на 100 машин и начала регулярного троллейбусного движения в Барнауле. Первоначально город получил двенадцать новейших троллейбусов модели ЗиУ-682Б, выпущенных заводом имени Урицкого. Именно Барнаул стал пионером среди городов Советского Союза, принявшим партию первых троллейбусов этой серии. Первый маршрут (№1) проложили от шинного завода до улицы Льва Толстого по проспекту Ленина.

 

 

В 1978 году были запущены троллейбусные маршруты:

  • №2: «Поток – Посёлок Урожайный»
  • №4: «Поток – Улица Солнечная Поляна»
  • №5: «Вокзал – Улица Л. Толстого»

 

В 1984 году предприятие заключило контракт с Чехословакией на поставку современных трамваев модели «Татра Т3М». Первые вагоны были введены в эксплуатацию только в трех городах: Тверь, Уфа и Барнаул. Эти трамваи отличались повышенной эргономичностью кабины водителя, высоким уровнем комфорта пассажирского салона, наличием множества инновационных технологий.

Уже к концу 1990-х годов Барнаул занял почетное второе место в мире по числу эксплуатируемых трамваев «Татра Т3М», уступив лишь столице Северной Кореи — городу Пхеньян.

 

 

В 1985 году состоялось торжественное открытие трамвайного депо №3, общая площадь которого составила 7,6 гектаров. Это позволяет обслуживать парк из до 150 трамвайных вагонов. Одновременно с вводом депо были запущены два новых маршрута:         №№ 10 и 11. Первое время трамваи ходили по улице Попова до разворотного кольца у завода синтетического волокна. Позже, начиная с 1992 года, было принято решение продлить линию до остановки «Пивзавод», увеличив протяженность пути и расширив охват транспортной инфраструктуры города.

 

 

 

В 1992 году в рамках планового обновления транспортного парка предприятия в трамвайное депо №1 поступило 10 вагонов производства Усть-Катавского трамвайного завода модели КТМ 71-608К. Эти трамваи успешно работали на линии по маршрутам №1 и №4 в составе СМЕ.

 

 

 

 

 

В 1996 году дополнительно получено 6 единиц трамваев модели КТМ 71-608КМ, размещенных в трамвайном депо №2 и задействованных на маршруте №4.

 

 

24 марта 2000 года был открыт троллейбусный маршрут №7, соединяющий улицу Взлётную и Кардиоцентр. Изначально на линии работали семь троллейбусов с интервалом движения 7 минут. Длина маршрута составляла примерно 8 км, а среднее время в пути — 25 минут. В 2009 году маршрут был удлинён до конечной станции «Речной вокзал».

 

 

 

В 2006 году стартовала программа по сборке троллейбусов модели БКМ-20101 на базе предприятия. Троллейбусы поступали в виде машинокомплектов из республики Беларусь, а их сборка производилась на территории троллейбусных ремонтных мастерских по адресу: ул. Звёздная, 2. В рамках программы было собрано 12 единиц техники.

 

В 2013 году поступили первые троллейбусы моделей ВМЗ-5298-01 «Авангард” и СТ-6217М “Сибирский троллейбус” с возможностью автономного хода. Троллейбусы с автономным ходом «Сибирский троллейбус» были запущены по автобусному маршруту № 15. В тот же год был разработан маршрут “Барнаул-Новоалтайск” №101 для троллейбусов с автономным ходом.

25 апреля 2014 года троллейбус №4136 совершил тестовый рейс в город Новоалтайск. Первыми пассажирами этого рейса стали работники троллейбусного депо. На автономном ходу троллейбус преодолел 38 километров.

 

 

В 2014 году проведена реконструкция конечной станции «Докучаево». Выполнены полная замена рельсового пути и контактного провода, ремонт здания диспетчерской, оборудованы остановочные павильоны с информационными табло.

Обновленная станция была торжественно открыта 12 августа 2014 года.

 

 

В 2016 году выполнено восстановление кривого участка трамвайного пути на пересечении улиц Власихинская и Попова в направлении улицы Трактовая. Это позволило создать полноценную транспортную развязку в форме треугольника и продлить движение трамвая маршрута №3 до остановки «Пивзавод».

 

 

 

В 2019 году возобновили программу капитально-восстановительного ремонта трамвайных вагонов на базе предприятия. В результате КВР на вагоне устанавливается новое электрическое оборудование “Арс-Терм” (Новосибирск), которое позволяет значительно экономить электроэнергию.

 

 

 

В 2023 году «Горэлектротранс» получил 10 новых трамваев модели 802Е производства «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь).

 

 

 

В 2025 году на предприятие поступили 14 низкопольных троллейбусов модели «Авангард», 9 из которых с возможностью автономного хода. Также поступили 6 новых белорусских трамваев модели Т811 в рамках Национального проекта «Инфраструктура для жизни». Возобновлена программа капитально-восстановительного ремонта троллейбусов на базе предприятия.

В настоящий момент, по состоянию на 1 ноября 2025 года, в эксплуатации находятся 188 трамваев, 62 троллейбуса и 41 автобус.

Протяженность трамвайных путей и контактной сети составляет 121,5 км одиночного пути, а протяженность троллейбусной контактной сети – 67,5 км.