Как стать водителем трамвая

Рубрика: Новости | 0

В преддверии ежегодного чествования победителей краевых конкурсов «Лучший по профессии» и «Лучший шеф-наставник» центр занятости населения города Барнаула и МУП «Горэлектротранс» рассказали о своем многолетнем сотрудничестве.

На системной основе
В центре занятости эти отношения называют стратегическим партнерством: за последние десять лет свыше 750 безработных за счет краевого бюджета были обучены, а затем трудоустроены на предприятие водителями трамвая или троллейбуса. В профессиональных состязаниях, организуемых Минтрудсоцзащиты края, «Горэлектротранс» тоже участвует и побеждает регулярно: в прошлом году начальник группы технического обучения Светлана Вайс была признана лучшим шефом-наставником, а в этом все призовые места в конкурсе «Лучший по профессии» заняли барнаульские водители троллейбуса.

– Для нас «Горэлектротранс» – очень важный партнер, такое системное сотрудничество в Барнауле у нас сложилось только с этим предприятием, – говорит замдиректора центра занятости населения Барнаула Илья Бень. – Мы ежегодно формируем группы обучающихся по востребованной профессии, и люди потом трудоустраиваются. Главное, ни работнику, ни работодателю это ничего не стоит: учеба оплачивается за счет краевого бюджета. В принципе, мы призываем всех работодателей Барнаула организовывать обучение будущего персонала таким образом, а «Горэлектротранс» – просто яркий и наглядный пример успешности этого взаимодействия.

Уже в 2018 году там обучили группу из 40 водителей, в прошлом – 74 человека, в прежние годы, говорят, было еще больше. Причем пока безработные граждане учатся, им выплачивают стипендию (максимальная – более 5,5 тысячи рублей для тех, кто потерял работу недавно). Обучение длится около пяти месяцев для водителей трамвая и полгода – для водителей троллейбуса. Желающим даже не обязательно иметь водительские права, хотя умение ориентироваться на дороге, конечно, приветствуется.

– В крае нет учебного заведения, которое бы готовило по этим профессиям, поэтому вся подготовка идет в основном за счет средств центра занятости населения, – говорит замдиректора «Горэлектротранса» по социальным вопросам и начальник отдела управления персоналом Елена Болгова. – Заключаем четырехсторонние договоры: учащийся обязуется выучиться и прийти к нам на работу, мы организуем производственную практику, центр занятости оплачивает учебу, а само обучение проходит на базе Алтайского транспортного техникума.

«Ставим на крыло» 
Одним из тех, кто таким образом буквально обрел работу мечты, оказался Константин Яковлев. Водителем трамвая он работает уже полгода, говорит, что раньше пробовал и другие профессии, но они оказались не для него:

– Я по натуре такой человек – не сижу на месте, а здесь профессия активная, постоянно в движении. Ездишь по городу, перевозишь людей, решаешь какие-то вопросы. Даже когда выходишь на один и тот же маршрут, все равно каждый раз будет что-то новое. В общем, все нравится. Учиться мне было нетрудно, в колледже был отличный преподаватель. Но самое интересное, конечно, практика. Знаете, когда ты сам попробовал управлять трамваем, смотришь на него уже по-другому!

По-другому на трамвай смотришь уже тогда, когда узнаешь, что без пассажиров он весит 17 тонн.

– Люди, которые приходят к нам с правами категории «В», говорят, что трамвай все-таки немного сложнее, – говорит лучший шеф-наставник края Светлана Вайс. – Новичкам на практике мы сначала показываем на тренажере элементарное: как обращаться с тормозной педалью, где на пульте управления основные приборы, тумблеры и кнопки. Затем около недели ездим по территории депо на специальных учебных трамваях, так сказать, ставим на крыло: пуск, торможение да чтобы вагон не качнуло. А затем едем изучать маршруты. Пробуем подъезжать к остановкам, объявлять их, затем учимся ездить с пассажирами, а там уж каждое движение отслеживается. Практика занимает около двух с половиной месяцев.

Светлана Вайс говорит, что научить можно кого угодно, но хорошими водителями все-таки становятся дисциплинированные люди. «И еще большая выдержка нужна: на маршруте водитель один на один с пассажирами, на нем большая ответственность. Я всегда говорю ребятам, что они должны быть умнее всех и на шаг впереди тех, кто едет по сторонам».

 

Любовь Карпова, газета «Алтайская правда».
Фото Александра Волобуева.